семинары и тренинги

Михаила Заречного

Сокровища внутри нас, и как их обрести. Общие принципы самореализации и развития.

 

ТВ - программы с участием Михаила Заречного

 

Семинары и тренинги цикла "Сокровища внутри нас":

- «Горыня»

- «Тайны Души и этапы развития человека в русских волшебных сказках»

- «Я-га. Ниточка Жизни»

- «Вихри Сознания»

- «Сила, которая нас спасает (Спас)»

- «Сокровища Драконов»

- «Квантово-мистический образ мира»

- «Духи, Стихии, места Силы»

- Занятия в Петербурге. Контакты в Петербурге и других городах

- Расписание семинаров

 

Сокровища внутри нас, и как их обрести. Общие принципы самореализации и развития.

В статье Михаила Заречного рассказывается о дремлющих внутри нас сокровищах, основных принципах и необходимых условиях подлинной реализации и самопознания, свидетеле и высшем «Я», Спасе и Ладе, основах инициатического (пробуждающего) тренинга, и волновой гимнастике «Горыня»

 

Слои жемчужины, или богатства внутри нас

Свидетель и высшее «Я»- Аз

Внутренний Лад, игра с высшим «Я», Спас

Откуда дровишки?

Волновая гимнастика «Горыня»

 

Слои жемчужины, или богатства внутри нас

При рождении в наших руках оказывается конструктор, которым мы можем воспользоваться в меру своего желания и разумения. Его элементами являются всё, что наполняет и обеспечивает нашу жизнь – тело, чувства, различные виды мышления, Дух, инстинкты, и даже доставшиеся от предков гены. Если мы просто живём, результаты «сборки» могут быть очень разными. Например, нередко возникают расколы между различными частями психики, - сейчас в порядке вещей услышать фразу типа: «Я должен себя заставить!», или «Голова болит, мне это мешает сосредоточиться». А кто кого должен заставлять? Кто кому мешает?

Часто результаты «сборки» не удовлетворяют никого, включая нас самих. Однако, приложив усилия и соединив части данного нам конструктора в гармоничное целое, мы обретаем не только здоровье (во всех смыслах) и отличное самочувствие. Мы обретаем качества, которых у нас изначально не было. Например, соединив ум и тело, мы не просто открываем прежде во многом подавленные возможности инстинктивной мудрости тела. Мы получаем гораздо больше.

Поясним, в чём тут дело. Работа нашего ума практически полностью предопределена социумом и личной историей, точно так, как работа тела обусловлена биологическими законами. И ум, и тело по отдельности не свободны, они не могут выходить за рамки тех программ, которые в них заложены. Однако, соединив ум и тело, мы можем обрести новый центр управления, свободный от жёсткой обусловленности как биологическим, так и социальным. От природы мы получаем интуицию, побудки, родовую память, способность к веданию; важно не похоронить в себе эти сокровища. От социума мы получаем логику, язык, выработанную человечеством систему понятий, знаний, законов. Соединив их в одно целое, мы перестаём быть рабами как социальных установок и программ, так и биологических, оставляя всё лучшее, что в них есть. Одновременно, резко возрастает объём воспринимаемой реальности, мы обретаем неизвестное нам прежде образно-логическое мышление и спонтанную Волю (известную на Руси как Волю Вольную). Нам больше не приходится заставлять себя что-то делать - нам интересно делать то, что необходимо в данный момент, и мы это делаем. Желание, мысль и действие оказываются частью одного процесса! Всё это вместе называется Разумом.

Именно на этом пути правильной сборки составляющих нас частей и возникает реальная возможность самопознания и самореализации, возможность двинуться к невообразимым высотам человеческого Духа, - тем, о которых большинство людей знает только понаслышке.

О том, как это осуществить практически – впереди.

В древней Индии развитие любого существа, включая Вселенную в целом, сравнивали с жемчужиной, в которой, по мере роста, происходит наращивание слоёв перламутра, один на другой – точно так, как нарастают кольца на деревьях. Применительно к нам и нашему восприятию, каждый слой жемчужины «отражает» свой срез мира и предоставляет свои способы взаимодействия с ним. При этом каждый последующий слой частично или полностью экранирует предыдущий. Когда необходимое число слоёв наросло, наступает стадия «превращения жемчуга в алмаз», то есть этап обретения целостности, когда полученные в разное время качества соединяются в единый порядок более высокого уровня. Это непростая стадия, и, увы, успех ждёт далеко не всех. Точно так, как не весь кусок графита под воздействием высокого давления и температуры превратится в алмаз.

Чтобы лучше понять, о чём речь, кратко опишем наиболее важные слои восприятия и мышления, как они есть, до момента синтеза с другими. На наш взгляд, данный синтез и является ключом, открывающим дорогу к уровням сознания, которые принято называть высшими. В каждой из традиций эти уровни называются по своему, например, в интегральной подходе Кена Уилбера они именуются уровнем кентавра, тонким, причинным и недуальным.

Интересующие нас слои восприятия были у людей в обозримом историческом прошлом, в не слишком развитой форме они были у нас в детстве, в подавленной и малозаметной форме они присутствуют у нас и сейчас. Отметим, что каждый из слоёв не есть что-то неизменное. Мы получаем его от природы, а развивается он благодаря нашим усилиям, способностям и соответствующей культурной среде.

На слое рационального мышления мир предстаёт в виде изолированных объектов определённой формы, цвета, веса и т.д., которые мы должны изучить тем или иным способом, а затем при необходимости приспособить для своих нужд. Само мышление представляет собой диалог субличностей (которых обычно несколько сотен), которые под присмотром главной из них (эго) бесконечно дискутируют о чём-либо. Основное содержание сознания на этом уровне - мысли о мыслях, которые крутятся вокруг значимых для эго объектов. Отметим, что рациональное мышление хорошо работает лишь в известных и прогнозируемых ситуациях, что приводит большинство его обладателей к однообразной и повторяющейся день ото дня жизни.

Этот слой эволюционно необходим, - в частности, он позволяет сосредоточиться на свойствах объектов и изучить их, развить логику, а также создать прослойку между побуждением и действием (некоторые побуждения принимаются к исполнению, а некоторые нет), и тем самым осознать их в отдельности друг от друга. В результате в руках у людей появляется не только «конструктор», который был упомянут выше, но и путь осознанной эволюции, взамен эволюции вынужденной.

Наука, технологии, технологическая прослойка между человеком и природой, либеральные ценности, монотеистические религии, линейное время, неврозы как результат подавления в себе самом тех или иных побудок, профессиональный идиотизм, потребительское отношение к миру – это всё продукты этого слоя.

На более раннем слое мифологического мышления мир предстаёт в виде ясной картины свойств действующих вокруг нас сил. Это поток мышления, ярко и правдиво отражающий самую суть происходящего. Он всегда показывает то, что есть – у его представителя практически нет возможности изменить этот поток восприятия или отстраниться от него. Точно так, как на слое рационального мышления нам очевидны физические свойства объектов, здесь мы чувствуем характер действующих в ситуации сил, и их «желания». Например, смотря на кота из этого слоя восприятия, мы сразу почувствуем места, которые он с удовольствием позволит гладить и замурлычет, и места, которые лучше не трогать, тяпнет. Носитель этого слоя мышления не боится неизвестности и незнакомых обстоятельств: чувствуя характер сил, он тут же находит тот или иной сценарий взаимодействия с ними.

Карта мира для периода развития, когда эго (слона) ещё не было. Рис. Ольги ЛебедевойИменно на этом слое восприятия мы можем «изнутри» познать пантеоны языческих богов и древние карты устройства мира. Например, Земля стоит на слоне, слон на 3х китах, киты на... Смеяться над наивностью предков не стоит, карта абсолютно точная: Земля - это воспринимаемый нами мир, слон - эго, которое «фильтрует» идущие от китов восприятия и импульсы, оставляя лишь приемлимые для себя. Три кита олицетворяют рациональное, мифологическое и магическое мышление (см. ниже), черепаха, которая плавает в океане - архаическое мышление. Океан - мир в его целостности и нерасчленённости. То есть перед нами карта, как создаётся восприятие нашего мира, и какие силы его обеспечивают.

 Лад с окружающими силами - основной способ адаптации на данном уровне. Если современные люди более всего ценят в своём жилище удобство, комфорт,  приятное глазу сочетание форм и цветов, то здесь на первом месте стоит устройство жилища по тем же законам и принципам, по которым устроена Вселенная. Посмотрите на карты древних городов (например, Аркаима), или схему деревни какого-либо почти первобытного африканского племени, и вы увидите совсем другие принципы организации пространства, чем те, что приняты сейчас. Там невозможно было оставить без внимания гармоничное совмещение природных и человеческих стихий – огня очага, струй подземной воды, дорожек, по которым перемещаются духи и всевозможные силы, энергии различных социальных слоёв, мужской и женской, стариков и детей…

Именно этот слой дал человечеству язык во всём его могуществе, духовность, знание действующих в мире сил. Именно он обеспечил расцвет древних культур. На этом слое у каждого из людей также есть «я» - но оно совсем другое, чем ныне. Человек отождествляет себя не с фантазиями ума о себе самом, как это происходит на слое рационального мышления, а с идущим через него и вызывающим в нём изменения потоком Силы.

Если обитатель рационального уровня у меня ассоциируется с твёрдой частицей, регулярно сталкивающейся с препятствиями, то носитель мифологического уровня похож на волну, легко их огибающую.

На ещё более глубоком слое магического (или эмоционально-образного) мышления мир отражается в виде непрерывного потока образов, практически полностью раскрывающих свойства объектов.

Если на слоях рационального и мифологического мышления люди находятся в лингвистическом мире, здесь этого нет, - хотя язык уже есть, в нём нет разве что сложных обобщающих понятий. Каждый символ, каждое слово непосредственно связано с конкретным образом. Слова и символы ещё не стали барьером между человеком и реальностью, и объекты окружающего мира отражаются в сознании во всей уникальности и полноте. Каждая травинка при должном внимании способна рассказать о себе буквально всё, – как её зовут, для чего она предназначена, что она любит, что нет, что она усиливает, что ослабляет, что усиливает её.… Воспринимаемые образы предстают как горящие угли, которые освещают себя сами. Они взаимодействуют между собой, результат обычно предстаёт перед нами как светящиеся нити симпатий, антипатий и прочих «предпочтений».

Именно на этом уровне возникают подлинные и очень яркие эмоции, приходит энергия, возникает ощущение неразделённости с миром и истины в её невообразимой открытости. Именно этот уровень мышления отвечает Великанам и Титанам древних мифов. Помните мифы и сказки про затянутых в землю или уснувших в пещерах богатырях, ждущих своего часа, чтобы проснуться и принести в мир Правду и Силу? Это про существующее в нас магическое «я». А проснётся оно или нет, зависит не только от «общего расположения звёзд», но и от нас самих.

Рациональный уровень восприятия также представляет нам мир в виде образов - но это не образы, соответствующие наблюдаемым объектам, а наиболее близкие образы из памяти, из прошлого опыта. Именно поэтому для большинства людей все китайцы на одно лицо, а все воробьи одинаковые, - ведь вместо живых существ мы видим заранее заготовленные памятью образы этих существ. Кроме того, рациональное мышление основано на заранее заданной системе понятий, уже известных фактах и логике, и не эффективно в незнакомых ситуациях, когда ещё не созданы соответствующие понятия и не набраны факты. По сути, оно лишь комбинирует известное, и неспособно привести к качественно новым результатам и открытиям, - недаром многие великие учёные отмечали, что открытия были сделаны ими не с помощью логических рассуждений.

С образным магическим мышлением ситуация совершенно другая, хотя образы объектов в памяти там тоже храняться, - мышление и язык без этой памяти невозможны. Но здесь имеется возможность видеть именно воспринимаемый объект, а не ближайший образ из памяти. Восприятие, видение (знание) и понимание становятся одним актом, с исчерпывающей полнотой отражая тот или иной объект. И нехватка информации магическому мышлению не грозит. Оно подобно воде, которая сама находит путь наименьшего сопротивления, и просачивается сквозь любые препятствия, - необходимо лишь создавать соответствующий напор. Именно этому уровню мышления мы обязаны невероятным технологическим достижениям древности, которые вне науки кажутся невозможными.

Интересно, что на этом слое фигурой восприятия (то есть тем, что наиболее значимо, и воспринимается в первую очередь) становится не сам объект, а некоторый ореол полей вокруг него, чем-то подобный ауре или запаху. Этот ореол и уже упомянутые нити вокруг него делает очевидным как взаимную «симпатию» и сродство объектов, так и антагонизм между ними. К примеру, вы одинаково легко осознаёте свою «симпатию» к конкретному яблоку, и «симпатию» сапфира и звезды Альдебаран. На этом слое восприятия очень легко найти то, что при необходимости вас усилит. Отсюда становится понятным, почему именно этот тип мышления сформировал натуральную магию, древнюю медицину и астрологию.

На этом уровне границы между субъектом и средой практически нет. Мир отражается в сознании ярко и полно, со всеми радостями и печалями всех его обитателей, и нет никакой возможности отделить себя от них. Представьте себе два зеркала, поставленные напротив друг друга, между которыми возникает бесконечный ряд отражений, - примерно так каждый объект отражается на этом уровне в нас, а мы в нём. Совокупность этих эмоций и образов и составляет «я» этого уровня.

Отметим неожиданную особенность - представитель данного уровня может сказать лишь «это известно», причём известно ему может быть очень многое, у него есть потенциальный доступ к родовому опыту, подобно собаке, которая неизвестным для науки способом находит в лесу лечебные для себя травы. Но он не может сказать «я знаю», для него существует именно «это известно», ибо он отождествлён скорее с родовым, чем с индивидуальным хранилищем информации. А основным способом адаптации на данном уровне, помимо использования родового опыта, является создание окружения из объектов, которые усиливают и тебя, и мир вокруг, и слияние (подчёркиваю, именно слияние) с наиболее подходящей и мощной силой, действующей в данной ситуации.

Ещё глубже, на слое архаического мышления (от греч. ἀρχή - начало, источник) мы воспринимаем уже не объекты, объектов там просто нет. Перед нами открывается мир, нерасчленённый на части, как единое пространство, в котором сразу чувствуется (благо)приятное и не(благо)приятное. Другого слова, чем пространство, не подобрать - воспринимаемая картина целостна, и не разделима на части.

Если нам нужно выбрать яблоки, и у нас не полностью экранирован этот слой восприятия, мы не будем нюхать или осматривать их, и тем более читать этикетки. Мы сразу почувствуем, откуда идут наиболее приятные для нас искажения пространства, и немедленно найдём их источник. Абсолютно точный выбор делается вне получения какой-либо информации об объекте!

Однако, речь идёт не столько о физическом пространстве вокруг, сколько о первичном пространстве нашего бытия, нашей субъективности, нашей осознанности. Воспринимаемое нами физическое пространство тоже входит в него как часть.

Закройте глаза и попросите кого-нибудь дотронуться до вас. Вы легко чувствуете прикосновения, каждое из них что-то рассказывает о себе, а если точек контакта несколько, любое из них ничуть не мешает восприятию других. Вместе они образуют некое пространство восприятия, где совершенно не нужно думать, там всё ясно и так, прикосновение это и есть прикосновение. Не нужно никаких измерений и интерпретаций - сразу ясно, сильное оно или слабое, холодной рукой коснулись или горячей, и т.д. Это - простейшая телесная модель (но только модель!) архаического восприятия.

Каждый объект взаимодействует с нами, и оставляет на разных уровнях бытия свой след, свою энергию, свою информацию. Совокупность всех этих следов, вне всякой их интерпретации, и составляет пространство архаического мышления. Оно самым непосредственным образом связано с окружающим миром, и в той степени, насколько оно способно управлять взаимодействием с окружением, оно способно влиять на окружение на самом глубоком уровне из всех возможных.

Именно здесь мы имеем дело с событиями во всей их полноте, именно здесь рождается субъект восприятия, наше индивидуальное «я».

Очень важным моментом является то, что это пространство осознающее, способное структурировать получаемый опыт. В нём уже есть «оси» (например, тепло-холодно), доставшиеся по наследству от опыта бесчисленного числа поколений наших предков. Соответственно этим осям получаемая информация структурируется, и осознаётся. Так, мы способны воспринимать окружающее нас пространство только потому, что в архаическом мышлении сформированы оси, соответствующие трём измерениям физического пространства, в соответствии с которыми входящая от зрительных рецепторов информация автоматически структурируется. Эти оси нам не нужно создавать, - в какой-то момент мы просто «вспоминаем», что они у нас есть, и начинаем ими пользоваться. Вопрос только в том, какие из осей в этом громадном наследии предков нами освоены, а какие нет.

По всей видимости, первой осью восприятия любого живого существа является ось «(благо)приятно-не(благо)приятно», которую мы видим как у младенцев, так и самых примитивных живых существ. Затем появляются другие оси, например, «тепло-холод», или оси, соответствующие хорошо исследованным биологами «четырём F» рептильного ума: food, fuck, fight & flight (съесть, трахнуть, подраться, удрать). Рептильный ум безошибочно анализирует окружающую среду, и в зависимости от ситуации, включает одну из этих 4х программ.

У людей архаическое мышление выполняет похожие функции, только гораздо более разнообразные, и на гораздо более высоком уровне. Архаическое мышление:

1. Обнаруживает любые изменения в среде, особенно чувствительно оно к быстрым и резким изменениям.

2. Проводит первичную классификацию текущего состояния организма, среды и происходящих в них изменений, и в зависимости от результатов запускает ту или иную воспринимающую систему и поведенческую стратегию.

3. «Магически» влияет на ситуацию посредством изменения структуры первичных взаимодействий как внутри организма, так и между организмом и средой. Например, собака, которая на вас нападала, вдруг перестаёт это делать, и бежит по своим делам. Этот эффект известен в квантовой физике как взаимовлияние наблюдателя и наблюдаемого, - в зависимости от способа наблюдения один и тот же объект может демонстрировать взаимоисключающие свойства, например волны и частицы.

Остановлюсь на важном моменте из этого списка. Одна из функций архаического мышления заключается в том, что оно выбирает, какой из этажей реальности мы будем воспринимать, и вариантов может быть немало. Сон без сновидений - один вариант, сон со сновидениями - другой, прямое видение - третий, общая реальность - четвёртый. А если мы учтём, что каждое из проявленных тел человека (физическое, эмоциональное, ментальное, буддхическое) даёт свою компоненту восприятия, вариантов становится ещё больше. В перспективе обретения целостности и превращения слоёв жемчужины в алмаз (а без неё, в основном, в случае тяжёлых психических расстройств), восприятие нескольких слоёв реальности может происходить одновременно.

Архаическое мышление абсолютным большинством людей совершенно не осознанно. Даже после снов, соответствующих этому уровню восприятия (характеризуемых так называемой дельта - активностью мозга, то есть доминированием наиболее низкочастотных дельта - волн электрической активности), практически у всех остаётся либо ничего, либо смутное ощущение какого-то фона, в диапазоне от радостного до несущего опасность.

Отметим, что благодаря Сейд недалеко от берега Белого моря. Фото автораслою архаического мышления возникли искусства, направленные на формирование благоприятного пространства вокруг нас, сниженные формы которых известны ныне как фен-шу, васту, геомантика и т.д. Именно этот слой подвигнул наших предков к постановке величественных сейдов и созданию других мегалитических сооружений. Субъект на этом уровне не отделяет себя от мира, находясь в полном единстве с ним. Не надо думать, что я пою исключительно дифирамбы этому и другим рассмотренным выше уровням, - без интеграции с другими каждый из них имеет очень существенные ограничения. Так, единство с окружающей средой и природой архаического уровня осуществляется просто потому, что индивид ещё не способен отделить своё эмоциональное "я" от среды, хотя своё физическое тело он прекрасно чувствует и хорошо различает его границы.

А далеко-далеко, но в то же время совсем близко, в центре жемчужины… Там нет ни субъекта, ни объекта, там нет ничего, и там есть всё. Там материя не отлична от пустоты, а пустота не отлична от материи. Это наиболее глубокий уровень реальности, небытие которого, в отличие от других уровней, невозможно. В квантовой физике ему соответствует уровень чисто-квантовой реальности. На этом нам лучше вспомнить высказывание очень яркого мыслителя Людвига Витгенштейна : «О чём невозможно говорить, о том должно умолкнуть», и остановиться.

 

С рядом оговорок, перечисленным выше слоям восприятия можно сопоставить определённые структуры мозга (сложный неокортекс, кору, лимбическую систему, рептильный комплекс, нейрошасси), или набор волн электрической активности мозга, от гамма - ритмов до дельта - ритмов. При этом, вопрос о чётком доказательстве наличия этого соответствия не является для нас принципиальным.

Более существенным является другое. Наши предки воспринимали мир совсем иначе, чем мы. Чем глубже мы опускаемся по слоям, тем большую целостность воспринимаемой картины мы обнаруживаем. Вспомним: на рациональном уровне мы воспринимаем мир в виде изолированных объектов в физических характеристиках (форма, цвет и т.д.), на мифологическом - в виде потоков сил, свойств и желаний, на магическом - в виде образов и связей между ними, на архаическом - в виде структуры пространства. Таким образом, можно заключить, что в процессе нарастания слоёв восприятие поэтапно нисходит от целостности к набору изолированных объектов, а на стадии превращения жемчуга в алмаз всё ценное интегрируется и собирается центром. В случае успешного прохождения стадии превращения жемчуга в алмаз индивид соединяет собой различные этажи мироздания, в случае неуспеха всё ценное, полученное в ходе земной жизни, (например, впечатления, образы, идеи) идёт в коллективное пользование, на подпитку более глубоких слоёв реальности. Этот процесс подпитки идёт как в ходе земной жизни индивида, так и после его смерти, - примерно так, как молекулы и атомы, составляющие наше физическое тело, могут быть использованы другими существами для строительства своих тел и в течение жизни, и особенно после смерти.

Ещё одним важным моментом, который стоит отметить, является перенесение внимание вовнутрь, в собственные глубины, по мере приближения к центру жемчужины. Это можно проследить, например, в искусстве, где с каждым веком возрастал акцент на внешнем выражении состояний индивида, например, выражении лица, глаз, улыбки и т.д. Это можно проследить и в вашем семейном фотоальбоме, - посмотрите, какие строгие и собранные лица были у ваших прабабушек и прадедушек, куда шёл их взор. У большинства же людей рационального мира практически всё внимание направлено наружу, в мир объектов и вещей; они играют роли, им необходимо в этих ролях утвердиться и подтвердить свой успех всевозможными знаками и внешними атрибутами. Если попросить представителей этого уровня посмотреть вовнутрь, большинство не увидит ровным счётом ничего, и скорее всего спросит, «а что я должен увидеть?». Хотя любой из них теоретически «знает», что бог, вселенная, счастье и т.д. - внутри нас.

Ещё совсем недавно по историческим меркам это было совсем не так. Например, 1000 лет назад на Руси понятия комфорта просто не существовало, ибо было то, что обреталось не за счёт перин и подушек, а за счёт внутренней организации. Роскошь была, поскольку служила знаком статуса, а комфорт нисколько не ценился. Где удалось прилечь, там и хорошо. Седло под голову, соломки под бок, - всё, что необходимо для «комфорта» . Что царю, что витязю, что простолюдину. То же самое в Европе. И чем больше мы погружаемся вглубь жемчужины, тем меньшую зависимость душевного комфорта от внешних обстоятельств мы видим. Одновременно, по ходу движения в центр, вне нас становится всё меньше и меньше объектов: на уровне мифологического мышления «внутри» восприятия оказывается наше тело, а на уровне магического мышления практически исчезает граница между организмом и средой. А в самом центре жемчужины нет ничего, находящегося вне нас, там всё зависит исключительно от нас. Соответственно, всё большее значение приобретает правильная организация внутренних усилий и внутреннего порядка, без которых современному человеку на внутренние слои просто не попасть.

Также, первым четырём уровням восприятия (только в обратном порядке) можно сопоставить широко известное из индуизма представление о 4х югах (циклах существования мира), от сатья юги до кали-юги, в течение каждой из которых, согласно ведическим источникам, наше благочестие и способность быть в истине уменьшается на одну четверть.

С приложением квантового подхода к данным процессам можно познакомиться в разделе квантовая картина мира этого сайта, а циклам существования мира посвящена последняя глава моей книги «Невидимая глубина Вселенной».

 

* * *

Мы только что говорили о восприятии мира на каждом из слоёв. Между тем, каждому слою отвечает и свой специфичный способ воздействия на мир и даже принцип движения. По совокупности возможностей каждый из слоёв предоставляет своим обитателям примерно равные возможности для адаптации и развития, и только при их интеграции появляются действительно экстраординарные качества.

Стиль движения на рациональном уровне основан на автоматизмах, не в самом лучшем смысле этого слова. Людям ставят походку, жесты, танцевальные движения, приёмы, удары и т.д. Для мифологического уровня характерен волновой стиль движения, основанный на прохождение через тело индивидуального набора волн, который совершенствуется в ходе упражнений. На магическом уровне и далее волновой стиль движения обогащается использованием кручёных волн и вихревых токов силы (ярг и восьмёрок), идущих по осям рук, ног и позвоночника.

Посмотрите, как сучит ножками и двигается ребёнок, и вы сразу увидите спирали и скрутки. После зачатия он быстро наращивает слои, и примерно с 2х месяцев, как только начинает фокусировать взгляд на внешних объектах, и до появления в речи обобщающих понятий (2-3 года) находится на уровне магического мышления, пускай и крайне неразвитого. У него нет страха перед миром в нашем понимании хотя бы потому, что у него нет чёткой границы между собой и миром. Взамен у него есть интерес к миру. Будь его родители и окружение на магическом уровне, он бы тоже остался на нём, и развил соответствующие способности, особенно при наличии развитой культурной среды данного уровня. А если ребёнок растёт в наше время, то в результате подражания окружающим и воспитания он быстро теряет соответствующие способности.

Иными словами, если мы не хотим окончательно терять качества и способности нижележащих слоёв, их нужно по возможности развить в детстве, а затем как-то подпитывать. Если эта идея вам близка - обратите внимание на народные традиции, праздники, песни, танцы, сказки, мифы, традиционный уклад жизни... Наглядный пример, показывающий, как можно ослабить хотя бы на время границы между собой и миром, приведён в моей заметке Девятая вешка, или как увидеть вещий сон.

Отметим также, что если сила воздействия мыслей (как на рациональном, так и мифологическом уровне) на мир близка к нулю, то есть мысли сами по себе практически не приносят изменений в материальный мир, то про образы уже так сказать нельзя. Создаваемые на уровне магического мышления образы влияют на мир, и ещё как! Они представляют собой не что иное, как обладающие энергией и способностью взаимодействовать с окружением проекты изменений, порождающие модели, эйдосы. Заговоры являются наиболее известным из дошедших до нас свидетельств магических возможностей этого уровня, - но они возникли как средство доступа к магическому слою, уже покрытому лингвистическим мышлением. Сейчас его закрывает и рациональный слой, в силу этого заговоры для абсолютного большинства людей работать не будут.

На архаическом уровне способность влиять на мир непосредственно, магически, через влияние на свойства пространства, выражена ещё сильнее. Абсолютное большинство современных людей и близко не имеют подобных способностей, однако взамен они получили науку, технологии и технологическую прослойку между собой и природой.

Не следует беспокоиться, что экстраординарные возможности магического и архаического уровней могут попасть в недостойные руки - применительно к современным людям, они достанутся лишь тому, кто докажет своё право на них, чей внутренний порядок и Лад способен совладать с обретаемой силой.

Теперь несколько слов о взаимоотношениях между слоями.

Очевидно, полную информацию об окружающем мире мы можем получить лишь при согласованной работе всех систем восприятия, анализа и синтеза. Необходимо также иметь в виду, что нельзя обмануть только слой архаического мышления, когда само пространство (а не объекты в нём) подсказывает, какой выбор сделать. Все остальные слои восприятия могут быть легко введены в заблуждение, в том числе умышленно.

Таким образом, в идеале, между всеми слоями жемчужины должны быть установлены отношения сотрудничества и взаимопомощи, только в этом случае у неё есть шанс превращения в алмаз. Снятие барьеров между слоями, сопровождаемое объединением нескольких систем восприятия в одну, сопровождаемое появлением качеств, которых не было ни на одном из слоёв - это и есть то, что часто называют Просветлением. Среди этих качеств - свобода от предопределённости и возможность творить судьбу в сотрудничестве с наиболее близкими и родными для нас силами.

Де-факто, у современных людей вместо сотрудничества слоёв гораздо чаще встречаются варианты экранирования, борьбы и подавления. Очень часто наблюдается полное экранирование рациональным мышлением всех предшествующих слоёв, а конфликты между мышлением и телом («надо», «могу» и «хочется») считаются ныне нормой.

Положение усугубляется тем, что слой рационального мышления создаёт ментальные копии предыдущих слоёв, незаметно подменяя интуицию, образы, эмоции и т.д. на их жалкие подобия.

 

Свидетель и Высшее «Я» - Аз

Как обретаются сокровища, и как происходит превращение жемчужины в алмаз? Очевидно, в ходе некоторого процесса. Тогда каковы его свойства и основные закономерности?

При трансформации слоёв жемчужины в алмаз происходит сборка восприятий с разных слоёв. Это сборка возможна лишь при снятии конфликтов между частями и обретении особых, эволюционно более высоких форм внимания, способных охватывать несколько процессов одновременно, - вначале 3, потом 6, потом 9, потом 12. Сюжет битвы с многоголовыми змеями в русских волшебных сказках описывает именно этот процесс, - в ходе битвы то, что ранее принадлежало змеям (т.е. неосознанной природно-инстинктивной сфере), достаётся герою, в результате он во всё большей степени может управлять своим восприятием и психосоматикой.

В случае успеха мы можем одновременно воспринимать не только объекты физического плана, но и проекты грядущих изменений (эйдосы) с ментального плана; силы, реализующие эти проекты (астральный план), общий замысел (буддхи), и источник всего (атман). Отсюда возникает возможность совершенного управления собой, событийными рядами вокруг, и сотрудничества с наиболее близкими и родными для нас силами. Чтобы ею воспользоваться, помимо указанных форм внимания необходимо различение состояний на перечисленных уровнях бытия, и управляемое взаимодействие с ними, что обретается лишь в ходе активной деятельности и получения практического опыта.

Общее правило такое: чем выше ты поднимешься наверх, в область надсознательного, тем глубже можешь опуститься вниз, в область подсознательного, без риска оказаться в мороке. Где в основном и находятся богатства предыдущих слоёв жемчужины.

Что значит подняться наверх? Это значит перейти на более высокую ступень сознания, чем уровень эго. В русских волшебных сказках эти уровни описываются несколькими способами - например, как этапы смерти кощеевой, как покорение медного, серебряного, золотого и изумрудного царств, или как цепочка битв с многоголовыми змеями у калинова моста. Для нас сейчас важно понимание, что если попытка подняться по уровням сознания как можно выше не сопровождается освоением нижележащих слоёв жемчужины, включая освоение соответствующих каждому слою принципов движения, она обычно заканчивается не лучшим образом. Если совсем коротко, проблема заключается в том, что в этом случае у человека не развиваются способности к различению состояний соответствующего уровня реальности и управляемому взаимодействию с ними. Их развитие возможно только при получении опыта освоения соответствующего слоя. Не получив подобный опыт, человек оказывается марионеткой в руках не различаемых им сил. В итоге, в наше не самое чистое время, он чаще всего оказывается жертвой и донором ада.

Первым этапом пути превращение жемчужины в алмаз является обретение целостного эго. Это значит, что человек перестаёт скрывать себя от себя, вытеснять и подавлять не соответствующие образу себя чувства и мысли. У него не остаётся недоступных для восприятия состояний, которые ранее могли подавляться и блокироваться как неприемлемые для эго (ментального образа себя). В результате этого происходит достижение начального уровня честности и человеческого достоинства. Часто данный уровень целостности обретается в результате прохождения через кризис, в ходе которого человек ясно осознаёт, что он вовсе не такой, каким себе казался. Среди современных жителей мегаполисов этот этап проходят не более 5-10% людей. В терминах сказки про этапы смерти кощеевой трудности этого этапа олицетворяет сундук, за каменными стенками которого (т.е. слоем рационального мышления) хранятся невообразимые богатства.

Выше уровня эго находится сознание Высшего «Я», издревле именующееся на Руси Азом. «Аз есмь» - это о нём. «Я – последнее слово в азбуке (ответ: да Аз первое)» – одна из древних русских приговорок про него. Когда мы говорим «ас», подразумевая человека, достигшего в каком-то деле совершенства, это тоже про Аз. Если низшему я (эго) человека присущ ум, Азу присущ Разум. Каждый из нас в той или иной степени сталкивался с начальными проявлениями Аза – интуицией, состояниями радости, ясности, единения с миром, восторга и полноты бытия. Если эго имеет дело с каким-то кусочком имеющегося у нас опыта, который вспоминается в данный момент, Аз оперирует всем имеющимся в нашей жизни опытом, охватывая его одновременно. Больше того, он имеет доступ к опыту всех наших прошлых жизней и опыту всех существ, с которыми мы когда-либо соприкасались. Одна из функций Аза - Спас (Хранитель), который (применительно к обычным людям) чаще всего включается в экстремальных, смертельно опасных ситуациях, когда требуется совершить единственно верные и ведущие к спасению действия при наличии огромного числа гибельных вариантов. Эго и рассудок на такое деяние не способны, а Спас не только предлагает единственно верное решение – он способен найти и мобилизовать все необходимые для спасения душевные и психосоматические резервы, и происходит это без всякого вреда для организма. Другие функции Аза, которые мы здесь отметим, это Ведение, то есть поток точного восприятия и действия, и Раж, то есть поток «правильных» состояний тела и психики высокого накала.

«Беда» в том, что Аз вполне может обойтись без нас, то есть без "я" рационального уровня, если у него с ним нет общих интересов и областей совместного проявления. Вы бы хотели жить в теле червяка? Нет? А почему? - потому, что делать то, что вам хочется, в этом теле нельзя. Точно так и с Азом - он начнёт регулярно проявляться в нас лишь тогда, когда возможности нашей земной психофизики станут для него удовлетворительными, возникнут совместные интересы и область совместных действий. С обычными людьми это происходит лишь эпизодически, чаще в ситуациях опасности и риска, взлёта чувств, или полной мобилизации, когда происходит забывание о себе и за счёт этого достигается снятие рассудочного контроля и достигается более высокая степень целостности. Главное условие, необходимое для существования постоянного контакта с Азом, это наличие достаточно развитого внутреннего пространства, которое и является «жилищем» и средством реализации для нашего Высшего Я в материальном мире .

Между эго и Азом расположено несколько промежуточных ступеней, главную из которых мы будем называть самостью. Главная она потому, что образует зону, где могут одновременно проявляться и сотрудничать между собой эго и Аз. Это сотрудничество при ненавязчивом главенстве Аза приводит к постепенному «выдавливанию» всей находящейся в нас неправды, включая заблуждения, автоматизмы и всевозможные болезни.

Самость не только устанавливает связь между эго и Азом, наиболее ярко проявляющуюся в требующей точности и высокого накала деятельности, когда мы полностью забываем о себе. Для этого уровня сознания характерны и несколько других интересных и важных качеств.

Во-первых, если эго чаще всего имеет дело с состояниями, как с чем-то свершившимся и определённым, для самости они предстают как процесс, как текущий через нас поток жизненности. Соответственно, возникает принципиальная возможность направить его в любое русло, выразить как угодно и использовать его энергию по своему усмотрению. Например, если для эго страх состоит из телесных симптомов, чувства бессилия и создаваемой картинке из будущего – креслу стоматолога, сцене публичного провала, краха надежд и т.д., то для самости страх - это процесс меняющихся ощущений, как шевелятся волосы, как замирает сердце, как по телу бегут мурашки и душа уходит в пятки. Подобные состояния становятся интересными, человек учится находиться в потоке страха, управлять и даже наслаждаться им. В результате, страх «приручается», он становится не помехой, а помощником, дает силу, непредсказуемость, ощущение подлинности и яркости происходящего.

Также, самости присуще следование принципам, то есть правилам, от которых она не откажется никогда. Это может быть принцип Мастера - делать любое дело максимально хорошо, вне зависимости, заплатят тебе или нет. Или принцип доброжелательности к любому существу. Или следование набору правил ямы/ниямы, религиозным заветам и т.д.

Отметим, что именно следование принципам делает токи жизненной силы чистыми и в значительной степени свободными от «вихрей». Именно следование принципам помогло самости покорить медное царство с его невообразимым количеством мнений и словесного блудняка, не имеющего никакого отношения к реальности.

Ещё одно очень важное для нас свойство самости - возможность свидетельствования, под которым мы понимаем вовсе не позицию бесстрастного наблюдателя, а равный интерес и равный охват вниманием всех видимых аспектов происходящего. В некотором смысле, Самость - это трёхголовый змей русских сказок. Одна голова смотрит на происходящее в мире Яви, не делая между наружным и внутренним существенных отличий. Вторая голова смотрить в Навь, точнее, в ту её часть, где у маленького ребёнка лет 5, ещё не окончательно вошедшего в лингвистический мир, живут Страхи, Буки и другие смутные фигуры. Именно это голова воспринимает всевозможные спонтанные психофизические импульсы и смутные восприятия, которые на рациональном уровне подавлены в силу необходимости играть всевозможные социальные роли и "соответствовать". Третья голова смотрит в ненаблюдаемое, в море тишины и покоя, источник всякого движения, в котором ощущается блаженство и вечное «я есть». Отметим также важные для практикующих моменты, - свидетель этого уровня смотрит на мир не только глазами, он смотрит всем телом. И у него напрочь отсутствует «реакция на реакцию», то есть возникающие состояния не оцениваются как хорошие, плохие и т.д.

Если мы с уважением относимся к перечисленным выше качествам, присущим самости (забывание о себе, работа с процессами и смутными импульсами, свидетельствование, следование принципам) и достигаем уровня, когда они могут через нас стабильно проявляться, нам по праву открывается дорога к сокровищам мифологического/магического слоёв жемчужины и все результаты соединения ума и тела, о которых мы говорили в начале статьи. Среди прочего, мы с удивлением замечаем, что не боимся смерти, поскольку являемся потоком силы, волной, - которая хоть и проходит через тело, однако может прекрасно существовать и без него. Этот идущий через нас поток силы приносит личный путь, а вместе с ним и Судьбу – уже не как рок, а как одухотворённую силу, нить Ариадны, клубочек русских сказок, следование которой приводит к максимальной реализации как нас самих, так и окружения. Этот уровень символизируется в русских сказках медным царством и победой над трёхглавым змеем. Другой типичный символ этого уровня в волшебных сказках - мертвая вода, посредством которой голова героя прирастает к туловищу. Третий - печь, как символ энергии, тепла, внутреннего центра и огня, как средства трансформации. В интегральной психологии ему соответствует уровень кентавра - мифического существа, соединяющего животное и человеческое.

Однако, на уровне самости подобные состояния обычно не постоянны, хоть и легко доступны в ситуациях, требующих повышенной сборки. Стабильность обретается на уровне Аза, где эго уже нет - точнее, на этом уровне у эго нет функций воления.

Достижение уровня самости может быть существенно ускорено с помощью весьма широкого спектра практик, на описании которых мы останавливаться не будем. Отметим лишь весьма интересный феномен - если не развивать контакт с Азом и мифологическим/магическим уровнями, и сконцентрироваться на освоении Свидетеля, то уже на этом этапе можно пережить тождество наблюдаемого и наблюдателя. Это будет отождествлением с третьей, центральной головой змея, который обретёт целостность, законченность и самодостаточность.

Мы окажемся в восприятии мира как он есть, с посредничеством вербальных и понятийных структур, однако вне блокирующего восприятие влияния идеологий и концепций об устройстве мира. Вместе с тем, это будет мир, в котором от наших усилий практически ничего не зависит - в нём всё, включая мотивацию, постановку целей и т.д. делается не нами, а проходящими через нас потоками жизненной силы, и наша единственная задача и возможность - не мешать им. Также, на этом пути исчезает "Я" как предмет познания и совершенствования, поскольку само существование этого "Я" видится фикцией и иллюзией. Как результат, какие были у человека не самые лучшие склонности, такие обычно и остаются до самой смерти. Проблема в том, что после подобного осознавания себя Свидетелем Всего поиски прекращаются, а единственным видимым для адепта посмертным путём оказывается растворение в Великом Ничто.

Отметим, что это - один из вариантов просветления, в наше время наиболее частый. Достижения бесспорны - человек избавился от морока и плена фантазий эго, освоил мифологический слой жемчужины, соединил ум и тело и видит, как ему кажется, то, что есть. Увы, высшие пласты существования оказались за непроницаемой стеной. И новый центр управления, о возможности обретения которого при соединении ума и тела мы говорили в начале статьи, не возник вообще.

Почему такой итог? Возможно ли иное? Ответ прост.

Мы можем познавать себя в разных аспектах: как память, ум, способность к фантазиям, чувствам, наслаждению, влиянию на мир, набор комплексов, снов, способность к тем или иным спортивным достижениям и т.д. Каждый из нас сам выбирает главный для него способ познания себя, и карма, по сути, - это позволение получать тот опыт, который мы считаем для себя наиболее важным. Мне наиболее близко познание себя как носителя Аза и ладной цельности, на этом пути не только обретается целостное эго, но и осваивается свидетель, и мир Нави (в данном случае мир Нави состоит из слоя мифологического восприятия и долингвистического мира, включающего спонтанные психофизические импульсы, характерные для диких животных или ребёнка лет четырёх-пяти). В случае подобной интеграции Свидетель уже не замкнёт мир на самого себя. А кого интересует скорейшее просветление, достигаемое через уничтожение личности, и свидетельствование во всевозможных вариантах, - это его выбор, его право и его путь. Отметим, что если на пути свидетеля просветление чаще всего случается в возрасте до 30 лет, то на пути синтеза в себе разных граней и уровней бытия "просветление" обретается в более зрелом возрасте.

Освоение слоя магического мышления также невозможно без контакта с Азом, а с какого-то момента и переноса сознания в Аз. Это другой мир, чем мир Самости, здесь несопоставимый с ним масштаб целостности и воспринимаемой реальности. Среди множества отличий отметим, что Аз открывает все возможности магического мышления, включая доступ во «вселенский интернет» к опыту, полученному другими живыми существами, сохраняя при этом индивидуальность, то есть индивидуальную волевую и активно-действующую опору. Ты знаешь всё, что тебе сейчас нужно - но это не абстрактное всё, а ясное знание про то, чего касается твой взор, что сейчас актуально. Глубина этого переживания, его накал и объём охватываемого им растут, и никогда нельзя сказать: «Я всего достиг. Дальше делать нечего». Одновременно происходит осознавание границы бодрствования и сна, с дальнейшей трансформацией пространства сна и пространства яви в единое пространство Бытия. Эта граница становится видимой, и проходится осознанно, это совсем другое, чем осознавание себя во сне во время осознанных сновидений. Теперь индивид не будет говорить «мне приснился мир, совершенно не похожий на земной». Он с полным правом скажет: «Я сходил в мир, совершенно не похожий на земной». В этом новом пространстве имеется доступ и к базовыми сценариями развития (архетипам), которые ранее были вне поля восприятия.

Если повторное освоение уже в зрелом возрасте мифологического/магического уровней отвечает серебрянному царству русских сказок, то уровень сознания (Аза) отвечает их интеграции, или золотому царству. Здесь происходит победа над котом Баюном, олицетворяющим морок и жизнь в мире фантазий, открытие чакр (точнее, подъём кундалини), победа над шестиглавым змием, символизирующим развитие особой формы внимания, охватывающей шесть процессов одновременно, а главное - встреча со своей второй половинкой, вдвоём с которой вы составите на уровне личного архетипы единое целое, - мистической невестой или женихом. Эта встреча и последующий союз, помимо всего прочего, выводит нас за пределы оппозиции жизнь/смерть, - не даром в русских сказках мистическая невеста известна не только как царевна золотого царства, но и под именами Усоньша, Марья Моревна и т.д., которыми подчёркивалась её связь с посмертным миром. В терминах интегральной психологии Кена Уилбера ему соответствует уровень тонкой самости, в буддистской и теософской терминологиях - освоение уровня Высшего манаса. Отметим, что уровень Аза не является предельным, выше него находятся ещё два, однако их описание выходит за рамки задач данной статьи.

Перейдём к вопросам, связанным с практическим достижением уровня Аза. Очевидно, что нет, и не может быть однозначного рецепта и пригодного для всех алгоритма решения этой задачи, гораздо более сложной, чем предыдущая. Можно лишь как-то обозначить и частично описать процесс (т.е. род занятий и систему мотивации), в ходе которого будут обретаться необходимые качества. Помимо стремления к взаимодействию с Азом, необходимо не забывать о подпитке внутренних слоёв жемчужины, например, посредством контакта с народной культурой и обычаями. И об общем стремлении сделать мир краше.

Хорошо, если этот процесс будет частью вашего уклада жизни, однако такое случается ныне не так часто, как хотелось бы. Типичный уклад жизни современного горожанина не содержит полноценного контакта с природой и стихиями, регулярных физических нагрузок, испытаний, требующих мобилизации всех имеющихся ресурсов, полноценной социальной реализации, безоговорочного стремления к совершенству в каком-либо деле, контакта с наследием родной культуры, и т.д. Чем этот можно компенсировать? - только сознательным привлечением в свою жизнь подходящих занятий и увлечений.

И ещё один момент. Для развития сознания необходимо учиться управлять какой-либо сложной системой, это очевидно, не так ли? Причём системой сложной, многоуровневой и многополярной, а управлять необходимо согласованно, эффективно, находясь при этом в Ладу с собой и происходящим. И более подходящего инструмента, чем тело, для развития сознания не было, нет, и не будет, - именно в теле находится ресурс природных побуждений и программ развития, способный вывести из замкнутого слоя рационального мировосприятия и мышления. И именно сотрудничество ума и тела даёт принципиальную возможность выхода как из обусловленности биологическим, так и социальным.

 

Внутренний Лад, игра с высшим «Я», Спас

Сейчас нашей задачей будет формулировка основных критериев, позволяющих выделить интересующие нас искусства среди прочих. То есть позволяющие найти занятия, увлечения или тренинги, которые действительно позволяют надеяться на успех в раскрытии своего потенциала и обретению контакта с высшим «Я».

Итак, на наш взгляд:

1. Необходимо, чтобы тренинг способствовал пробуждению ладной целостности, то есть такой организации частей в целое, при которой обеспечивается согласованность движения и взаимопомощь всех частей тела и психических структур друг другу. Именно в результате этого происходит эффективнейшее оздоровление, омоложение, пробуждение новых возможностей, качеств и состояний.

Что такое Лад? Лад – основа мироздания. Это принцип соединения частей в целое, когда части не конфликтуют, а усиливают, раскрывают и помогают друг другу. Это такое взаимодействие, которое идёт на пользу всем участникам. Это соединение любви и порядка. Это состояние мира в гармонии и совершенстве.

Это только этап в понимании Лада, по ходу развития это понятие будет расцветать в каждом из нас всё новыми и новыми красками.

2. Должна быть работа с инстинктивными и эмоциональными импульсами, отвечающими мифологическому/магическому мышлению. В сочетании с "многоголовым" вниманием, это вовсе не предполагает впадание в детство или бесовщину, и может быть реализовано как работа с интуицией, инстинктом и Спасом (Хранителем), который символизирует силу, приходящую из глубин нашего «Я» в виде подсказок, умений, необычных решений... По сути, этот принцип означает использование естественных, вложенных в нас природой программ исцеления, развития и самореализации.

Противоположность этому – навыки и умения, которые «заталкиваются» в человека в ходе учёбы или тренинга. Например, когда обучение человека подгоняется под ту или иную схему, «как это должно быть», или «делай как я». Полученные таким образом «приёмы» и навыки не только работают далеко не всегда, но и нередко приходят к конфликту с инстинктивно-природной составляющей, часто с печальными последствиями.

Фактически, систематическое включение Спаса приводит к развитие структур, обеспечивающих совершенное управление всей доступной нам психосоматикой, включая довербальные уровни. Например, способности к интуитивно-точным действиям и движениям, умению формировать в себе внутренние толчки (импульсы), ведущие к новым состояниям, идеям, мыслям, чувствам.

Технически работу с инстинктом и Спасом легче всего осуществить в действиях, в которых ум и тело (инстинкт) имеют зону соприкосновенния, где произвольное соприкасается с непроизвольным. Например дыхание легко может быть как спонтанным и непроизвольным, так и управляться умом. Ещё более широкие возможности открывает работа с чувством равновесия, когда мы преднамеренно заводим себя в неустойчивое положение, из которого инстинкт в сотрудничестве с умом должен будет нас вывести.

3. Развитие особой формы внимания, способной одновременно охватывать множество объектов и явлений как снаружи, так и внутри нас, - ведь именно она обеспечивает синтез различных уровней бытия и выход за пределы таких противоположностей, как активность и восприимчивость, внутреннее и внешнее, ум и тело, свобода и контроль... На мой взгляд, проще всего этого добиться в ходе пребывания в потоке точных спонтанных действий - так называемом самоходе (подробнее см. здесь).

4. Игра с высшим «Я». Что случиться, если вы начнёте тренировать котёнка, а не играть с ним? Правильно, он убежит. Новое в себе необходимо не тренировать, а играть с ним.

Ниже мы опишем эту игру немного подробнее, а пока достаточно будет сказать, что эта игра чем-то напоминает игру всадника и коня, по ходу которой они всё больше и больше начинают понимать друг друга, выручать друг друга, радоваться друг другу. Вместе они оказываются обладателями способностей, которых не было ни у кого в отдельности.

Подчеркнём, что не особо важно, по каким причинам человек начал заниматься подобной игрой – процесс занятий обеспечит продвижение и на пути самоисцеления, и на пути самопознания, и в самореализации.

Отметим, что имеются и другие моменты, которые на первый взгляд кажутся очень важными, - например, формирование невидимых силовых линий в теле (тяг), которые не только перераспределяют вес и приводят к прекрасной осанке, грациозным и мягким движениям, – они составляют каркас так называемых «тонких» тел человека, способствуя их пробуждению и эффективной работе.

Однако, как показывает практика, эти и многие другие способности появляются сами, при условии полноценной реализации описанных выше принципов. Также, в этом случае со временем появляется или усиливается правильная и устойчивая мотивация. На этом пути, при правильной организации усилий, уровни целостного эго, свидетеля и мифологического/магического восприятия оказываются освоенными автоматически, как побочный эффект.

Ниже, после короткого исторического экскурса, мы рассмотрим волновую гимнастику «Горыня», и сделаем это не только ради рекламы последней. Одной из наших задач будет понять, как перечисленные выше принципы «выглядят» и как они могут быть реализованы на практике. В любом случае, реализация этих принципов в практическом тренинге – это очень серьёзное «ноу-хау».

 

Откуда дровишки?

Выбирая богов (т.е. принципы, которые определяют нашу жизнь), мы выбираем судьбу. Однако, кто кого выбирает, мы их или они нас?

Несколько лет назад я был в Дельфах – месте, с незапамятных времён известном как центр мира, как точка соединения небесного и земного, контакта людей и богов. Проходили века и тысячелетия, сменялись народы и культы богов, а дельфийский оракул работал.  Формально, в конце 4го века н.э. храм Аполлона был закрыт и оракула с тех пор нет, однако можно быть уверенным, что точка контакта Неба и Земли никуда не делась.

К храму Аполлона – последнего из  богов, от имени которых говорил оракул – люди шли не с пустыми руками, и несли они не только материальные дары. Они приходили поведать о своих достижениях, больших и маленьких, от победы в олимпийских играх до мастерски сделанных сандалий.  Достижения могут быть и коллективными, вроде победы в битве, и тогда они распространяются на всех участников и помощников общего дела. Каждый город, заботясь о своём статусе и о своих жителях, стремился построить в Дельфах сокровищницу, языком искусства повествующую о коллективных достижениях своих горожан.  Взамен люди получали в Дельфах то, что есть у Богов, но чего так не хватает тут, на Земле – знания, что делать, и как эти деяния можно совершить.

Дельфы далеко не единственное подобное место на Земле, мне известно ещё несколько не уступающих Дельфам мест Силы на нашем Севере. Как и следовало ожидать, на всех этих местах встречаются следы высокоразвитой культуры - правда, гораздо более древней и удалённой от нашего нынешнего восприятия и понимания.

На пути к храму Аполлона мне встретился знак, который сразу заинтересовал. Впрочем,  «заинтересовал» - немного не то слово.  Древний рисунок словно поселился во мне, и в ответ на внимание раскрывался  во всё новых и новых ракурсах и подробностях.  Я словно вспоминал что-то очень знакомое, но забытое. Это продолжается и по сей день, и касается как общего понимания, так и конкретных упражнений, которые нужно выполнять. Отмечу, что эти комплексы уникальны и не похожи ни на одну известную мне систему упражнений.

Знак в Дельфах, описывающий высочайшее достижение человеческого Духа и путь к нему

Абсолютное большинство древних символов представляет собой карту внутреннего пространства, или отдельных его элементов. Как только я увидел барельеф, мне стало ясно, что на его левой стороне, в круге, показан ток жизненной силы в виде шестиконечного креста, напоминающего знак Перуна, только с закручиванием силы, идущей по ступицам огневого колеса, по петельке в виде сердечка.

На правой стороне барельефа изображён крест, древнейший знак разметки пространства, обретённого порядка, соединения миров и второго рождения. Порядком в те времена называли, прежде всего, внутренний порядок (греч. «арете»), который  способен различными способами проявляться вовне, но всегда выступая как благо. Например,  как добродетель, духовная мощь, совершенное мастерство, благородство,  доблесть, соответствие своему пути и предназначению.  

Между символами – знак эквивалентности. Это означает, что из одного следует другое, то есть формирование тока жизненной силы по схеме слева ведёт к обретению ареты, и наоборот.

Позже я вспомнил, что видел почти такой же знак на гробнице Ярослава Мудрого в Киеве. Как и другие подобные символы, он интернационален, и своими корнями уходит в далёкое прошлое, вероятно, во времена до разделения индоевропейцев на существующие ныне этносы.

Через несколько месяцев общения со знаком и выполнения пришедших на ум упражнений я понял, как можно реализовать данный ток жизненной силы в себе самом, и из каких основных элементов он состоит. Его можно назвать также принципом соединения частей в целое, характерным для ладной целостности. Этот принцип универсален, то есть более высокий порядок (чем человеческий) содержит его как составную часть. Освоение данного тока силы не только обеспечивает совершенное управление всей доступной нам психосоматикой и осуществлять контроль без подавления и насилия, но и позволяет выйти на связь с наиболее разумной и ладной составляющей нашей Вселенной.

Через некоторое время мне удалось воспроизвести его в себе, пускай и в упрощённой форме. Практически в тот же день, неожиданно для себя самого (логика говорила мне, что лучше поработать над собой год-другой-третий, а пока вести занятия по старому) я радикально изменил программу занятий на нашей группе. Так родилась волновая гимнастика «Горыня», которая удивительным образом собрала в целое все мои прежние умения, знания и навыки.

Я поступил правильно. В древних сообществах их члены были обязаны делиться с соплеменниками подобными посланиями из более высоких миров. Если кто-то умалчивал о полученном послании, его, как правило, начинали преследовать болезни. Некоторые послания инсценировались; так рождались дошедшие до наших дней обряды (обряд означает обретение ряда, или порядка).

Показанный на знаке принцип управления и организации частей в целое оказался воистину неисчерпаемым, открываясь всё новыми и новыми прекрасными гранями. Он подарил мне встречи с царевной золотого царства, практически полное понимание героев и сюжетов русских волшебных сказок и многое другое, включая комплексы упражнений, используемые в «Горыне».

Когда мы сотрудничаем с какой-либо высокой идеей, выигрывают все. Она находит благодаря нам своё развитие и воплощение, мы, благодаря ей, реализуем вложенный в нас потенциал.

Мы должны быть достойными. Сильная идея не выберет себе слабого проводника.

 

 

Волновая гимнастика «Горыня»

Практически любые волновые движения, особенно с кручёными волнами, интересны для тела. Начав делать «Горыню», нелегко остановиться, - тело хочет так двигаться. Волны доходят до всех уголков тела и души, выметая мышечные зажимы, ненужные мысли, различные негативные состояния и другой годами копившийся мусор. Подхватывая идущие через нас волны и играя с ними, мы сами становимся волнами, могучими и бескрайними, переставая воспринимать мир с позиций ограниченной и твердой «частицы». Всё это открывает дорогу свободному прохождению через нас импульсов и сил, характерных для мифологического и магического уровней.

Спонтанное прохождение волн по телу позволяет легко осуществить самоход, в ходе которого тело начинает двигаться «само», - примерно так, как вёдра шли в гору сами в сказки про Емелю и щуку. В этом бдительном, но безусильном состоянии легко заметить, что волна, идущая вверх, всегда сопровождается волной, идущей вниз. А через некоторое время научиться легко и безусильно находится «между» противоположными волнами, легко охватывая вниманием каждую из них. Это и будет важнейшим шагом к появлению устойчивого многоголового внимания, освобождением мощной природной энергетики и другим открытиям в себе.

Изюминкой «Горыни» является то, что он учит пропусканию и перенаправлению не только обычных волн и вращений, но и работе с витыми (кручёными) волнами, включению Спаса, созданию внутренних толчков и практическому использованию особых точек, в которых энергия волн полностью переходит из одной формы движения в другую. Их освоение не только подпитывает и раскрывает дремлющие в нас возможности, но и позволяет интегрировать различные уровни нашего "я". Таким образом возникает, например, соединение контроля и свободы, то есть возможность управления и контроля без насилия и подавления. А так же умение рождаться каждый миг заново, находить нестандартные решения, освобождаться от ненужного...

Кроме того, на перечисленных выше принципах движения основано функционирование наиболее ладных и организованных частей нашей Вселенной, известных в русской традиции как мир Прави. Соответственно, овладение подобными навыками может дать возможность регулярного и неслучайного контакта с ними.

Все четыре главных принципа, рассмотренных нами выше, теснейшим образом переплетены в «Горыне». Принцип Лада уже заложен в саму его основу - ведь для пропускания волн, в особенности кручёных, необходимо формирование ладных связей, и не только между частями тела. Вдобавок, любая волна сама по себе является отличным примером лада, согласованности, гармонии.

Лад обретается и в ситуациях, требующих взаимопомощи и согласованности всех частей тела для выхода из сложных ситуаций. Представьте: вы берёте котёнка за лапу и начинаете потихоньку, очень бережно, её выворачивать. И вот котёнок раз, и совершает красивый невообразимый кульбит, снова приходя в удобную и комфортную для себя позу. При этом он не только не убегает, а хочет, чтобы с ним поиграли ещё!

Многие упражнения и игры, используемые в «Горыне», основаны на игре и включении Спаса, а котёнок в прозвучавшей метафоре олицетворяет и нас, и ещё неосвоенное в нас. Неосвоенное – это не только природно-инстинктивная сфера магического уровня, в которой хранятся программы исцеления, развития и здоровья. Это и сам Спас, как сила свыше (или идущая из самых глубин нашего «Я», в данном случае это одно и то же), которая готова прийти на помощь в непредвиденной ситуации. По ходу занятий очень скоро становится ясно, что Спас приносит не только спасение в экстремальных ситуациях – в обычной жизни он проявляется в более мягких формах и приносит умения и таланты, радость жизни, энергию, грацию движений, способность к интуитивно-точным действиям, необычные решения... А самое главное – контакт с высшим «Я» и бесконечные перспективы развития.

Вернёмся к описанию «Горыни». Вот одно из упражнений, доступное через некоторое время после начала подобных опытов со Спасом: вы всерьёз пытаетесь выкрутить руку партнёра, ещё и ещё. Но каждый раз происходит нечто странное, - он неуловимо меняется, и закрученными, в очень неудобном положении, оказываетесь вы сами! А партнёр совершенно расслаблен, безмятежен и при этом говорит, что ничего не делает!

Это тоже включение Спаса, но уже облагороженного разумом и работой с чувством правильной геометрии тела. В результате подобной работы обретается ладная целостность, в данном случае проявляющаяся в эффективной помощи всех частей тела попавшему в сложное положение суставу. Когда она обретается, у неё находится невообразимое количество других способов проявления.

Кто будет совершать кажущиеся сейчас невероятными действия в ходе занятий – то ли вы сами, то ли Спас внутри вас, уже и не сказать. Подобная игра с ним не только интересна и приятна – в результате вы делаете массу открытий друг в друге, и становитесь друзьями. Возникает ощущение, что в тебе просыпается то, что было всегда, только ты про это забыл, или почему-то не обращал внимание.

Но чтобы контакт развивался, и Спасу и дальше было с вами интересно, понадобится немало: сверхбыстрое и яркое образное мышление, высокий накал чувств, особая форма внимания, способная одновременно охватывать множество происходящих процессов, ум, воля, настойчивость, отменное здоровье. Пугаться не стоит - эти и другие необходимые нам качества как раз и возникают по ходу игры, главное бдительно в ней присутствовать и её не прекращать. В результате этого процесса нарастает способность не просто эпизодически попадать в целостные состояния, характеризуемые взлётом чувств, обострением интуиции, вдохновением, радостью, сопричастностью высшим смыслам бытия, но и надолго удерживаться в них, не только избегая физического и психического истощения, но и набирая при этом энергию.

Отметим, что практические занятия содержат громадное число других тонкостей - это и работа с точками остановки дыхания, образами, правильной геометрией тела, тягами, намереванием, внутренним ощущением Правды, практику восприятия линии Судьбы (клубочка русских сказок), подключение к движениям и действиям тонких тел... Иначе говоря, мы стараемся работать со всеми имеющимися у нас ресурсами, включая тело, чувства, внимание, волю, энергетику, сверхбыстрое образное мышление, чувство прекрасного, внутреннее пространство восприятия, Разум... И при этом обойтись без напряжения или накопления психической усталости. Последнее оказывается возможным лишь потому, что мы обращаемся и получаем доступ к прежде скрытым от нас ресурсам, о которых шла речь выше. По сути, в «Горыне» ты ничего не осваиваешь и не тренируешь, а как-бы "впоминаешь", что ты это можешь легко и безусильно делать, и всегда мог, пока по каким-то причинам это своё умение совершенно не забыл.

В заключение замечу, что не следует считать изложенные в этой статье соображения единственно верными. Путей много, очень много. Пусть каждый выбирает себе путь по сердцу, а изложенное выше поможет его уточнить. Главное - двигаться вперёд, а не откладывать на потом, считая, что впереди полно времени, а пока есть более важные дела.

У мира есть свои циклы, и с некоторыми делами лучше уложиться в срок.

 

 

Успехов в главном!

Михаил Заречный

 

конец ноября - начало декабря 2011 г.

текст дополнен ответами на полученные автором вопросы и доработан в декабре 2013 г.

 

 

**************

 

Ближайшие тренинги Михаила Заречного

 

 

 

 

ТВ - программы с участием Михаила Заречного

 

 

 

 

Первый выпуск передачи "Долина Осс", - еженедельной программы об устроении мира, нас самих, и нашем пути, от 14.03.2012, телеканал "Вот!" .
Идёт в прямом эфире.

Другие выпуски программы можно посмотреть здесь >>

 

 

Семинары и тренинги цикла

Сокровища внутри нас, и как их обрести

 

На каждом из описанных ниже тренингов развёртывается самостоятельный, эффективный, доступный и цельный внутри себя метод, как стать живым и сильным, грациозным и удачливым, обрести цельность и лад, радость и ясность, обрести в себе возможности, которые кажутся невероятными.

Любой из семинаров даст участникам не только глубокое и во многом тайное знание о дремлющих внутри нас сокровищах, или откроет красивую и интересную дорогу к ним. Более того, вы сможете почувствовать их присутствие в себе прямо на тренинге, и запустить процесс их скорейшего обретения как Вашего постоянного качества.

Семинары прекрасно дополняют друг друга. Большинство из них рассчитаны на два дня.

 

Постоянные занятия, включающие волновую гимнастику "Горыня", обретение Лада, игру с Высшим Я, Спас проводятся в Санкт-Петербурге.

+7 (911) 278-99-06, e-mail: mzarechny@yandex.ru

 

 

 

«Горыня»

Начав делать «Горыню», трудно остановиться, - тело хочет так двигаться. Волны доходят до всех уголков тела и души, выметая мышечные зажимы и годами копившийся мусор. Подхватывая идущие через нас волны и играя с ними, мы сами становимся волнами, могучими и бескрайними...

Изюминкой «Горыни» является то, что он учит пропусканию и перенаправлению не только обычных волн и вращений, но и работе с витыми (кручёными) волнами, включению Спаса (Хранителя), созданию внутренних толчков и практическому использованию особых точек...

Подробное описание тренинга "Горыня". Отзывы.

 

 

«Тайны Души и этапы развития человека в русских волшебных сказках»

Русские волшебные сказки являются важнейшими из уцелевших сокровищ Русо-Славянской традиции. В них содержится бесценное послание потомкам о том, как устроена наша душа и психика, кем мы можем стать, и какие этапы развития ждут нас впереди.  Нередко сказка содержит и подробное описание условий и методов, необходимых для успешного прохождения каждого из этапов.

По ряду причин, эта информация предстаёт в сказках частично зашифрованной в виде образов, поначалу понятных лишь тем, кто сам идёт по близкому пути.  

Эти образы, в большинстве своём, олицетворяют действующие внутри нас психические силы, при этом само пространство волшебной сказки олицетворяет мир Души.  Психическая реальность в волшебной сказке предстаёт перед внутренним взором как пространство стихий, объектов и действующих сил, совершенно аналогично тому, как перед нами предстают  объекты окружающего материального мира.

Подробное описание семинара «Тайны Души и этапы развития человека в русских волшебных сказках»

 

«Я-га. Ниточка Жизни»

На этом семинаре мы освоим правильный внутренний ритм, приносящий лад и порядок, выметающий беды и неурядицы, дающий ясность уму, здоровье телу и радость душе. Этот ритм абсолютно универсален, он применим ко всем процессам, идущим в нас самих, нашем окружении и даже во Вселенной в целом. Когда мы его чувствуем и осознаём, сомнения и неудачи остаются в прошлом.

Даже поверхностного знакомства с идеей Универсального Ритма, лежащего в основе «Я-ги», будет достаточно, чтобы получить ясные ответы на вопросы:

- Почему в отношениях, делах, саморазвитии одно удаётся, а другое нет?

- Чего не хватает, чтобы получилось то, что не получается?

- Как использовать все возможности ситуации и сделать так, чтобы усилия всегда приносили результат?

Тренинг-семинар «Я-га» - это искусство правильно начинать и хорошо заканчивать любые дела, раскрытие творческого, игрового начала в человеке; решение текущих и глобальных задач любого характера, обретение жизненной энергии, возвращение в состояние спонтанности, легкости, игривости. Это точная работа с целями, интеграция эмоций и ума, считывание информации из будущего и многое другое. А главное - это возможность почувствовать и согласовать свой ритм и свой путь с ритмом Вселенной.

Подробное описание тренинга "Я-га". Отзывы.

 

«Вихри Сознания»

Семинар о принципах правильной работы  нашего сознания, смыслах и целях всевозможных практик, путях личного совершенствования и обретения дремлющих внутри нас богатств.

Практическая часть семинара посвящена освоению состояния единства восприятия, понимания и действия (состояние потока, или «парения»), и ликвидации источников проблем любого характера в себе самом.  

Каждый из нас видел парящих птиц, в полном согласии с собой и миром бороздящих небесные просторы.  И любой из нас испытывал состояния, когда решения обретаются без малейших усилий, легко и сразу, когда исчезают барьеры между собой и миром...

Подробное описание семинара "Вихри Сознания".

 

 

«Сила, которая нас спасает (Спас)»

Практический семинар, посвящённый нахождению в себе таинственной силы, издавна называвшейся на Руси Спасом. Эта могущественная и одухотворённая сила иногда именуется внутренним гением или ангелом-хранителем, в сфере боевых приложений она известна как Славянский Спас или Казачий Спас. В более широком смысле Спас символизирует силу, приходящую из глубин нашего «Я» в виде подсказок, умений, необычных решений...

Подробное описание семинара "Сила, которая нас спасает (Спас)"

 

«Сокровища Драконов»

Драконы. Рисунок Анны МакаровойТренинг посвящён обретению Лада и раскрытию глубинных внутренних структур, обеспечивающих совершенное управление всей доступной психосоматикой.

Драконы и змеи в сказках и мифах - хранители богатств. Не является тайной, что под видом пещер с сокровищами и сказочных великанов скрывается образ дремлющих в нас сил и возможностей, порой настолько невероятных, что многие сочтут это выдумкой. При этом, охраняемые драконами сокровища никогда не попадут в руки кому попало - они достаются лишь тому, кто в поединке докажет своё право на них, чей внутренний порядок и Лад способен совладать с обретаемой силой...

Подробное описание тренинга "Сокровища Драконов" и отзывы о нём

 

"Квантово-мистический образ мира"

Легко, доступно и достаточно строго о последних открытиях квантовой физики, устройстве Вселенной, пути человека.

Подробное описание семинара "Квантово-мистический образ мира"

В расширенном варианте этот семинар проводится в виде курса, программа которого раз от раза меняется, и занимает 6 дней (три уик-энда по 2 дня)

Подробное описание курса лекций "Квантово-мистический образ мира"

 

«Духи, Стихии, места Силы»

С чем бы или с кем бы мы ни взаимодействовали – с человеком ли, растением, минералом, животным, лесом, социумом и т.д. – в этом взаимодействии участвуем не только мы сами и другой объект, но и Дух, соединяющий нас. Это может быть Дух гармонии, сотрудничества, симпатии, антипатии, непонимания, подавления, осторожности, любви, ненависти, влечения…

Многим может показаться, что сам процесс взаимодействия с миром совершенно безличен, а его результаты полностью определяются нашими «свойствами» и свойствами объекта, с которым мы взаимодействуем...

Подробное описание тренинга "Духи, Стихии, места Силы"

 

Занятия в Петербурге. Контакты в Петербурге и других городах

Постоянные занятия в Санкт-Петербурге, проводимые Михаилом Заречным, включают волновую гимнастику "Горыня", работу со Спасом (Хранителем), тему русских волшебных сказок и др. Набор новичков, как правило, проводится два раза в год, к сентябрю и середине января.

Запись и справки по тел. +7 (911) 278-99-06, e-mail: mzarechny@yandex.ru

В Москве, Киеве, Белгороде, Челябинске и других городах регулярно проводятся выездные семинары, расписание которых можно узнать здесь и в разделе новости .

 

 

     

 

 

 
Rambler's Top100